Этой осенью все только и говорят, что о новом проекте Netflix — «Ход королевы» (The Queenʼs Gambit) длительностью в семь серий притянул к экранам миллионы зрителей.
Экранизация романа The Queenʼs Gambit американского писателя Уолтера Тевиса получилась невероятно красивой (каждый кадр — рай для глаз эстетов), грустной, тягучей, неспешной. Это история об Элизабет Хармон — сироте, которая стала звездой шахматного мира. Ее спутниками на протяжении жизненного пути станут воспоминания из прошлого, эхом отзывающиеся где-то в сознании советы матери, транквилизаторы, которыми почему-то кормили детей в приюте, тяга к алкоголю и неудержимая, всепоглощающая страсть к шахматам. И мы гарантируем — вы не сможете оторваться.
Причина1 — сюжет
События плывут по сюжету — без спешки и резких поворотов. И даже неожиданные повороты судьбы Элизабет почему-то не воспринимаются как сюрпризы — будто вы как зритель к ним готовы. Но между тем отношения главной героини с мужским миром шахматных турниров, соседками по приюту, приемными родителями и самой собой заставляют внимательно, затаив дыхание следить за каждой серией. Заканчивается одна — и вы тянетесь к следующей. Роман, по которому снят сериал, вышел в 1983 году — и еще тогда вызвал восторг и читателей, и критиков. Автор Уолтер Тевис, сам профессиональный шахматист, преследовал цель показать, что происходит в голове одержимого шахматами гения. Особенно, если этот гений — женщина. Экранизировать роман хотел Хит Леджер — за свой режиссерский дебют он взялся в 2007 году. Однако в 2008-м он погиб. Вопросы вызывают сцены в Москве — но, кажется, российские зрители уже перестали удивляться тому, как жизнь в России видят в Америке.
Причина 2 — шахматы
Шахматы могут будоражить кровь похлеще футбола — в этом мире каждый шаг соперников комментируется, как на привычном для широкого зрителя матче. Вы можете не понимать ничего из того, что происходит на досках на экране, но вдруг в какой-то момент осознаете: пальцы скрещены, а сердце стучит — вы болеете за Бет Хармон (или все же за Боргова?), словно наблюдаете за происходящим с трибуны на Олимпиаде. Шахматы в 60-е годы — это мир мужчин, в котором бал правит Советский Союз. Именно зрелый советский шахматист, мировой чемпион Боргов станет для Бет главным соперником (после ее собственных демонов). Но это еще и мир джентльменов — мужчины здесь с восторгом и азартом наблюдают за талантом Элизабет Хармон. И с уважением. Бет — чуть ли не единственная девочка в шахматном клубе в американской провинции — не строит иллюзий: в какой-то момент она объясняет свою популярность гендерной принадлежностью. Но в то же время в одной из сцен звучит важная для всего сериала фраза, которую произносит «первая победа» Бет — Аннет Пеккер: «Я знала, что ты далеко пойдешь. И мне это было важно, понимаешь? Что это возможно. Для нас».
Причина 3 — Аня Тейлор-Джой
Актрисе Ане Тейлор-Джой («Сплит», «Ведьма», «Эмма») достался непростой персонаж: Элизабет Хармон гениальна, но еще и одержима — зависимостями, страстью, сумасшедшим рвением к победе. У нее сложная судьба, связанная с постоянными потерями, поэтому ее спасение и ее зона безопасности, как она сама говорит еще в детстве, — это шахматы. Аня передает и нервное, до слез, напряжение во время сложных турниров, когда Бет находится в одном шаге шахматной фигуры от поражения, но еще не готова это признать, и маститую, нахальную самоуверенность, и слабость, заставляющую ее героиню скатываться в бездну с бутылкой в руке. И стоит поаплодировать режиссеру Скотту Фрэнку за выбор крупных кадров для съемки турниров, когда во весь экран показаны лишь глаза Ани Тейлор-Джой.
Причина 4 — декорации и костюмы
Элизабет Хармон называют слишком гламурной для интеллектуального мира шахмат. Она укладывает волосы горячим феном, с удовольствием выбирает себе платья, гуляя по улицам Парижа, красит губы. Художник по костюмам Дэниел Паркер черпала вдохновение в образах актрисы Натали Вуд. Для съемок были созданы три вида париков, которые укладывали то голливудской волной, то делая пряди нарочито прямыми. Впрочем, есть еще один герой, чей образ привлекает внимание. Молодой самовлюбленный шахматист Бенни Уоттс носит кожаные пиджаки и брюки (в кармане прячет нож), ковбойские усы и рубашки тай-дай на голое тело.
Причина 5 — музыка
Атмосфера 60-х передается еще и с помощью музыки: она играет в лобби отеля и в полумраке ресторана, в котором Бет ужинает в одиночестве, в машинах и с экрана телевизора. Что послушать? Записывайте: включайте треки The Vogues, Donovan, The Monkees, Martha & The Vandellas. Но, пожалуй, одна из самых ярких сцен сериала проходила под знаменитые слова "Well, I'm your Venus, I'm your fire at your desire" группы Shocking Blue.