Ianuarie 29, 2015
Дастин Хоффман: Откровения истинного джентльмена, или Ищите женщину
Его нередко называют «главным антигероем Голливуда». И не только потому, что ему на редкость удаются роли обаятельных злодеев и негодяев.

Aquarelle editorial

Împărtășește cu prietenii tăi

Его нередко называют «главным антигероем Голливуда». И не только потому, что ему на редкость удаются роли обаятельных злодеев и негодяев. Слишком он нетипичен для голливудской знаменитости: не провоцируя скандалов и шумихи вокруг своего имени, фанатично занимается делом. «Крамер против Крамера», «Соломенные псы», «Маленький большой человек», «Вся президентская рать», «Дик Трейси», «Парфюмер: История одного убийцы», «Дело о пеликанах», «Знакомство с Факерами» – вот лишь несколько фильмов, принесших ему мировую известность. Наград не счесть: два «Оскара», шесть «Золотых глобусов», «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля, бесчисленные номинации…

Второго такого мастера перевоплощений не найти: он не стесняется выглядеть смешным, вызывать сочувствие. В числе его ролей стеснительный девственник из «Выпускника», вор-калека в «Полуночном ковбое», гениальный аутист в «Человеке дождя»… Для роли 121-летнего старика в «Маленьком большом человеке» молодой Хоффман по 5 часов проводил в кресле гримера, а потом час кричал в раздевалке, чтобы заставить голос старчески дрожать. Играя в фильме «Тутси» актера-неудачника, представшего перед воротилами шоу-бизнеса в женском обличье, Дастин облачился в соблазнительный наряд и эффектно перевоплотился в даму. Киноакадемики долго спорили: номинировать его на «Оскар» как лучшего актера или как лучшую актрису? J

Хоффман утверждает: главный источник его вдохновения – женщины: они прирожденные актрисы, у них он учится актерскому мастерству. Дастин шутит: «Я чувствую себя в некоторой степени обманутым жизнью потому, что мне никогда не узнать на собственном опыте, что значит забеременеть, выносить ребенка, кормить его грудью». Ловеласом он стать никогда не стремился – скорее, он из тех, кто строит отношения на доверии. С супругой Лизой они вместе уже более 30 лет.

Несмотря на солидный возраст, Хоффман продолжает работать в кино. В 2012 году он снял трагикомедию «Квартет», впервые выступив в качестве режиссера. Один из его недавних проектов – фильм «Хор мальчиков», где он играет учителя музыки, работающего с неблагополучным подростком Стетом.

 

По просьбе главного редактора Первого Женского Журнала Молдовы AQUARELLE корреспондент The Interview Feed беседует с Дастином Хоффманом о кино, джазе, известности и о том, какой срок отведен нашей планете.

 

Говорят, Вы очень по-свойски обращаетесь с членами съемочной команды – вплоть до того, что посылаете их за гамбургерами. Так Вы пытаетесь сплотить людей?

Нет, я никогда таких поручений никому не давал. Хорош вопрос! (Смеется.) Актер, игравший роль парнишки по имени Стет, как-то раз восторженно говорил о каком-то сорте гамбургеров. Он спросил меня, пробовал ли я такие гамбургеры. Когда я сказал, что нет, заметил: «Вы по части гамбургеров совсем неопытный!» – и вызвался сбегать в кафе, чтобы меня угостить. Половина команды увязалась за ним, пришлось и мне присоединиться.

Вам нравится работать с молодежью?

Сложно сказать, с кем я предпочитаю работать – с детьми, подростками или со взрослыми. Мне просто нравится общаться с актерами. Я уже не раз упоминал, что зрители вряд ли осознают, насколько мы помогаем друг другу. Дети в этом смысле, на мой взгляд, более восприимчивы и менее критично относятся к тому, что им говоришь. Другим актерам, независимо от возраста, я могу сказать: «Мне кажется, у меня эта сцена не получается», – и они при этом могут ответить что-то вроде: «Знаешь, когда мы читали текст в первый раз, ты его произносил убедительнее – может, вспомнишь ту интонацию?» Мы действительно помогаем друг другу, потому что мы в одной связке. Кроме того, актерам обычно не удается посмотреть, какие дубли с их участием режиссер выбирает, чтобы включить в фильм. Режиссер может настоять на том, чтобы актер сыграл тот или иной эпизод так, как он сам его видит, несмотря на то, что у актера свое представление о том, как играть. Режиссер уверен, что сцена должна выглядеть так, как он себе ее представляет, а у актеров нет возможности увидеть, как они сыграли. Работая над фильмом в качестве режиссера, я отказался от такого подхода, и съемочная команда вздохнула с облегчением. Я не препятствую актерам, желающим увидеть тот или иной дубль со своим участием – наоборот, говорю: «Иди, посмотри, как ты сыграл. Мне кажется, отлично получилось. Но, если ты считаешь, что лучше бы эту сцену переснять, мы переснимем».

Вы решили заняться режиссурой, чтобы этот подход воплотить в жизнь?

Во многом ради этого – чтобы актерам не приходилось просить разрешения на такую, казалось бы, естественную вещь. В моем фильме «Квартет» снималась Мэгги Смит. Надо сказать, я люблю ее всей душой, но до начала съемок меня многие предупреждали: «Ты с ней намучаешься: она с характером!» Я тогда еще подумал: тем лучше! Как-то раз мы снимаем сцену с Мэгги, вдруг она неожиданно замолкла посредине реплики, а потом говорит: «Ровным счетом ни черта не понимаю в этом эпизоде!» (Смеется.) Ну и замечательно! Я предлагаю: «Может, сделаем перерыв? Ты права, надо подумать, что и как». Я считаю, так и надо играть – легко, естественно, без видимых усилий. Бывает и так, что между какими-то моментами требуется логический переход, хотя в сценарии его нет, а режиссеру в голову не пришло его добавить. А если удается отлично сыграть хорошо написанную сцену, то тебя переполняют потрясающие чувства – ты запоминаешь это ощущение, и оно в дальнейшем помогает играть другие эпизоды.

Видя Вас на экране, зритель заведомо относится к Вам с уважением: как-никак, сам Дастин Хоффман! Что значит для Вас известность, слава?

Клянусь, я не задумывался об этом. Наоборот, считаю, что, чем дольше находишься на виду у зрителей, тем страшнее допустить оплошность. Кроме того, я стараюсь не создавать какого-то устоявшегося сценического образа, в то время как многие актеры, напротив, считают, что своего рода «визитной карточкой» обзавестись необходимо, если стремишься стать звездой. Они выступают перед публикой в одном и том же амплуа, предстают такими, какими зрителю привычнее их видеть и какими он их желает видеть. Помню, как-то я смотрел один из ранних фильмов с Джоном Уэйном. Играл он отлично, но был просто хорошим актером, а не тем «типичным» Джоном Уэйном, каким мы его привыкли видеть. Судя по всему, уже потом он понял, какого Джона Уэйна хочет видеть публика, и стал именно таким. У Богарта был сложившийся сценический облик и, думаю, у Спенсера Трейси. У меня такого устоявшегося образа нет.

А Вам бы хотелось его обрести?

Если бы я его обрел, работать мне точно было бы легче.

«Хор мальчиков» – фильм, в первую очередь, о том, как музыка способна менять жизнь человека. Какую роль она играет в Вашей жизни?

Я бы искренне хотел обладать музыкальным талантом. Порой мечтаю, чтобы некая высшая сила похлопала меня по плечу и сказала: «Хватит с тебя актерского мастерства, хватит с тебя режиссуры, отныне ты пианист и вполне прилично играешь джаз!» Играть я умею не настолько хорошо, чтобы зарабатывать музыкой на жизнь, но это то, что я всегда любил больше всего на свете, и импровизировать мне нравится. Музыке я учился, когда мне было лет десять. Но вынужден признать, что настоящим музыкальным талантом меня судьба не наградила. Я напрягаюсь, читая ноты, не обладаю идеальным музыкальным слухом – иными словами, мне музыка дается с трудом, тогда как есть те, кто схватывает ее на лету: услышал мелодию и тут же сыграл. К тому же музыка во многом зиждется на математических принципах, и то, что мне приходится просчитывать рассудочным путем, другим дается на интуитивном уровне. Но музыкой мне хочется заниматься, я по-прежнему получаю огромное удовольствие, исполняя ее.

В фильмах некоторые персонажи бросают Вам в лицо упрек: «Ты совсем старый стал…»

Неужели это упрек?

А Вы ощущаете, что постарели?

В зависимости от ситуации и от того, что понимать под словом «постарел». Физически? Разумеется. Иногда слышу новость о том, как кто-то умер, при этом говорят: «Ему было почти 80», – и понимаю, что мне до этого возраста совсем немного осталось. Буквально вчера я видел в газете статью одного исследователя, изучающего процесс старения: там упоминается, что в современном мире 70-летний человек вполне может себя чувствовать так, будто ему 30. Но в старении есть и свои плюсы: мне больше лет, чем окружающим, зато и опыта больше. Мне легче оценивать, как меняется мир вокруг. Например, если еще несколько десятилетий назад в желтой прессе появлялся снимок какой-то знаменитости в непристойной позе, это означало конец его карьеры. Сейчас всё с точностью до наоборот: начинающие деятели искусства сами стремятся, чтобы такие снимки публиковали. Чем неприличнее – тем быстрее они достигнут известности. Помню, как Элвиса Пресли снимали для шоу Эда Салливана, тщательно следя, чтобы в кадр он попадал ровно до пояса, и зрителям не было заметно, как он виляет задом. Я застал времена, когда считалось, что у «Битлов» чудовищно длинные волосы, а сейчас у многих волосы гораздо длиннее. Когда я только приехал в Нью-Йорк на учебу, настоящим шоком считалось увидеть женщину в футболке на голое тело – без бюстгальтера, а в наши дни этим никого не удивишь. Мое детство пришлось на 40–50-е годы, и уже тогда находились те, кто говорил: срок жизни нашей планеты ограничен; когда ты вырастешь, это станет понятно каждому. Большинству людей такие идеи казались чем-то из разряда фантастики. А теперь всем очевидно, что люди сами сокращают срок жизни планеты – можно разве что гадать, как произойдет катастрофа: Земля взорвется, нашпигованная всевозможной техникой, или сдуется, как воздушный шарик.

Что помогает Вам совершенствовать актерское мастерство?

В искусстве нет такого понятия, как совершенство. Это определение применимо к хирургу, проводящему операции на головном мозге, или к спортсмену, прыгающему с тарзанкой, но не к тому, кто занимается искусством. Как-то я прочел, что Пикассо, бродя по галереям, где были выставлены его полотна, останавливался рядом с ними и что-то исправлял. Он считал, что картина по определению не может быть «оконченной». Поэтому остается только делать лучшее, на что ты способен. Правда, для режиссеров это проблематично, потому что режиссеры иногда бывают довольны тогда, когда довольным быть, по сути дела, нечем. А когда пытаешься с ними спорить и их переубеждать, они даже пугаются, что в таком случае ни один фильм невозможно будет довести до конца.

(Перевод с английского Томы Ивановой)


AQ-инфо

* Дастин Хоффман родился 8 августа 1937 года в Лос-Анджелесе. Его родители – потомки иммигрантов из России и Румынии. По словам актера, взрослел он «странно»: ездить на мотороллере научился раньше, чем говорить.

* Впервые на сцене Дастин появился в 12 лет, сыграв роль в школьном спектакле по повести Диккенса «Рождественская песнь». Роль была очень короткой, и приятель подбил его под занавес произнести фразу «Храни нас всех Бог, черт побери!» фальцетом, чтобы выступление запомнилось зрителям. Школьной администрации оно, увы, запомнилось тоже: на следующий день Хоффмана исключили из школы.

* В 17 лет Хоффман, по собственным словам, выглядел «ребенком, который всегда был слишком маленьким, носил брекеты и обладал одной из самых обширных коллекций прыщей во всем Лос-Анджелесе». Актерскому мастерству он начал учиться, желая преодолеть застенчивость. «До 25 лет я был тщедушным, как вилка в профиль. В актерскую школу пошел с единственной целью: наконец-то вступить в контакт с девушками. Нет, вру, просто чтобы хоть какое-то двуногое существо мне улыбнулось!» – вспоминает он. Впервые с девушкой он поцеловался, выполняя задание по актерскому мастерству – поцеловать партнершу в губы.

* Первой крупной киноролью стал 20-летний неопытный юнец в фильме «Выпускник». Хоффману к тому времени исполнилось 30, и он был уверен, что провалил пробы, так как чувствовал себя неуверенно и мямлил во время прослушивания. Но его стеснение выглядело таким неподдельным, что его и выбрали.

* Дастин женился в 1969 году на балерине Энн Бьёрн, после свадьбы оставившей сцену. Он удочерил дочь Энн от первого брака, впоследствии у них родилась вторая дочь. В 1975 году, как только Хоффман закончил съемки в фильме «Вся президентская рать», Бьёрн возобновила выступления, и супругу пришлось взять на себя все домашние хлопоты. Из-за этого он даже отказался от предложения Ингмара Бергмана сниматься в фильме «Змеиное яйцо». Однако Энн раздражало видеть мужа в качестве домохозяйки, семейная обстановка накалилась, и в 1980 году брак был расторгнут.

* Менее чем через неделю после развода Дастин женился на Лизе Готтсеген. Впервые они встретились, когда Дастину, пришедшему в гости к родителям Лизы, было 27 лет, а Лизе всего 10. После той встречи Лиза сказала бабушке: «Надеюсь, Дастин подождет, пока я вырасту, и женится на мне». На момент свадьбы Лиза, к тому времени дипломированный психолог, получала второе, юридическое образование: она была уверена, что ей самой надо из себя что-то представлять, чтобы Дастин с ней не соскучился. Год спустя актер едва не потерял жену и новорожденного сына: схватки у Лизы начались на месяц раньше срока, ее в тяжелом состоянии увезли в больницу. Слова Лизы, сказанные врачам: «Если придется делать выбор, спасайте ребенка», – Хоффман считает примером настоящего мужества: «Мужчина на ее месте торговался бы: просил бы спасти обоих. А Лиза не позволила себе ни секунды слабости и эгоизма. Это отвага, до которой нам, убогим, еще расти и расти». Воспитав четырех детей, Лиза выпустила собственную линию парфюмерии.

* В жизни Дастина было место минимум двум подвигам. Первый он совершил в юности. Готовя ужин для подружки, Дастин устроил пожар, опрокинув кастрюлю с маслом. Огонь он погасил, а кастрюлю выкинул за окно голыми руками; девушку он спас, но сам получил ожоги третьей степени. С неделю он ходил на репетиции с забинтованными руками – и лишь потом согласился лечь в больницу. Он выздоровел, дав себе клятву «проживать каждую минуту со вкусом и с толком».

Второй подвиг он совершил в 74 года: спас молодого бегуна, упавшего без признаков жизни в лондонском парке. Вызвав скорую помощь, актер сделал всё возможное, чтобы помочь пострадавшему: он неминуемо умер бы от остановки сердца, не умей Хоффман оказывать первую помощь. Узнав, кто его спаситель, больной был так удивлен, что у него едва не случился второй сердечный приступ.

 

Цитаты:

Если у тебя есть талант, то ты должен хорошо знать, что эта штука держит тебя прочной хваткой и ведет тебя по жизни туда, куда ей заблагорассудится.

Когда становишься знаменит, то перестаешь бояться смерти. В тот момент, когда ты стал звездой, ты уже умер. Или был забальзамирован заживо.

Женщинам нужна романтика – с этим приходится считаться. Когда я снимался с Барброй Стрейзанд в «Знакомстве с Факерами», каждое утро говорил ей: «Черт, твой бюст сегодня выглядит на миллион!» И она сразу начинала относиться к своему бюсту, да и ко всему остальному, гораздо лучше.

Не понимаю, как можно маяться от скуки. Мне понятно, почему можно впасть в депрессию, но почему можно маяться от скуки, я совершенно не понимаю.

Актером я стал, потому что считал себя неудачником. Правда, мало кто из актеров находит достойную работу – поэтому я сознавал, что я смогу гордиться собой и переносить свои неудачи с достоинством.



concurs
Știri recente
citeste și
SQL exec time = 0.6274676322937